На днях прочитал книгу Zappos. Доставляя счастье
Книга достаточно интересная. История о том, как создавался Zappos с советами по укреплению собственного бренда и т.д.
Первая часть книги читается очень легко, быстро и интересно. Вторая — сложнее.
Автор книги, Тони Шей — CEO компании Zappos сначала описывает свою жизнь, как он становился предпринимателем. Первые неудачные проекты, такие как червячковая ферма и т.д. После окончания вуза его пригласили в Oracle с очень хорошей зарплатой, где ему ничего не приходилось делать (запускать 2-3 автоматических теста в день).
Автор говорит, что жить нужно в удовольствие и со смыслом. Т.к. эта работа ему надоела, он решил создать собственный проект по созданию сайтов. Но, со временем, ему и это надоело.
Затем, ему пришла идея создать LinkExchange — проект, который позволял вебмастерам обмениваться ссылками (рекламой) за баллы. Сеть достаточно быстро раскрутилась, т.к. общество ее приняло и она всем понравилась. Ее купил Microsoft за 260 млн. долларов. 40 млн досталось Тони и ему доплатят еще 25 сверху, если он проработает на этой должности 18 месяцев.
Т.к. работа ему наскучила, то он решил этим пожертвовать и уйти из компании раньше с 40 миллионами долларов. Он открыл свой фонд и стал инфестировать в проекты.
Один из них — zappos. Проект онлай-магазина по продаже обуви. Честно говоря, на мой взгляд идея несколько бредовая, если проецировать ее на Россию. Почти никто не знает своего размера обуви. Из-за насыщенности рынка китайскими товарами, у нас появляются стандартные размеры, т.н. «Маломерки» и т.п.
То есть если бы я заказывал себе обувь, мне пришлось бы заказывать несколько пар обуви разного размера. К тому же, пришлось бы ждать доставку (zappos гарантировал доставку в течение 7 дней).
Обычно, люди у нас покупают обувь в самый последний момент. То есть ждать 7 дней нельзя. Кроме того, если Вам пришлют (через 7 дней) несколько пар обуви, Вам придется потом обратно идти на почту и отправлять обувь, которая не подошла обратно. Очень странная идея, Вы не находите?
Но, тем не менее, они прорвались! Достигли оборота в миллиард долларов (и это с обувью-то О_о). Очень, я бы сказал, необычно, но тем не менее.
Книга нас учит тому, чтобы мы постоянно думали над развитием компании. Как внутри нее (работа с сотрудниками), так и вне (работа с клиентами).
Многие могут и будут Вас копировать, но Вы всегда должны быть на несколько шагов впереди, задавать тенденцию. Тогда все те, кто копирует — будет позади.
Вот моменты, которые я хочу отметить:
- Пытайтесь достингуть большего меньшими средствами
- Всегда пытайтесь впечатлить клиентов и сотрудников. Работайте над «Вау-эффектом»
- Обязательно уделяйте внимание корпоративной культуре.
- Всегда развивайтесь
- Увольняйте тех, кто работает только ради денег и карьерного роста. Ваша цель — евангелисты.
- Заботьтесь о сотрудниках и клиентах
- Не доверяйте важные моменты аутсорингу — все делайте сами
Вот, казалось бы, небольшое число пунктов, на которые действительно нужно обращать внимание и выполнять. Всего 7 пунктов. Но подумайте, сколько компаний в России их выполняют?
Необязательно придумывать новую идею, искать новую нишу. В России поступить проще — берите ту нишу, у которых есть наибольший спрос. Изучите своих конкурентов. Сделайте так, чтобы все пункты выполнялись. Станьте лучшими!